Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Дискуссионный клуб «Как научить своего ребенка жить в мире людей»

ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ

«КАК НАУЧИТЬ СВОЕГО РЕБЕНКА ЖИТЬ В МИРЕ ЛЮДЕЙ»

для родителей учащихся IV класса

(2-я четверть)

 

Цель: сформировать у родителей понимание значимости эффективного общения ребенка с окружающими людьми.

Задачи:

1. Формировать у родителей понимание значимости данной проблемы для становления характера их ребенка, его взглядов.

2. Развивать умения поиска выхода в трудных ситуациях при общении с детьми.

3. Воспитывать культуру поведения

 

Методические указания.

Подготовительная работа:

1. Анкетирование детей и родителей по проблеме занятия.

2. Подбор ситуаций для дискуссии.

3. Памятка для родителей по воспитанию культуры поведения у детей.

Форма проведения: дискуссионный клуб.

 

Вопросы для обсуждения:

1. Способность общаться – это врожденный, запрограммированный на генетическом уровне дар или этому можно и нужно учиться?

2. Кого вы считаете воспитанным? Возможно ли каждого человека считать воспитанным, образованным, культурным?

3. Какие качества характера присущи культурному человеку?

4. Какие качества характера в ваших детях не раскрыты?

5. Почему ребенок, зная правила поведения, не выполняет их?

  1. Что вы подразумеваете под понятием «культура личности»?

7. Какие советы по формированию культурного человека вы дали бы родителям?

 

Основная часть.

Вступительное слово классного руководителя.

Добрый вечер, уважаемые родители! На экране вы видите два слова – это этика и вежливость. Как вы считаете, почему именно эти слова я взяла за основу к заседанию дискуссионного клуба?

(Высказывания родителей).

Задаваясь вопросом, что такое этика, многие не подозревают, насколько богато это понятие. Оно подразумевает под собой взаимоуважение, культуру общения, изменение взглядов на жизнь, возможность духовного развития или карьерного роста. Поэтому важно уметь правильно и своевременно распорядиться имеющимися знаниями для достижения заветной цели.

А вежливость – черта характера, которая характеризует личность с хорошими манерами, добрыми делами и образованностью. И я думаю, что этика и вежливость помогут решить важные вопросы нашего родительского собрания.

Сегодня мы возвращаемся к разговору о воспитании наших детей. Мы поведем беседу о том, как помочь нашим детям стать такими, какими мы их хотим видеть: умными, добрыми, отзывчивыми, вежливыми. И сегодняшнее собрание посвящено теме: «Как научить своего ребенка жить в мире людей». Я предлагаю провести его в форме дискуссионного клуба.

 

На экране цитаты о важности умения общаться в жизни человека.

«Приветливость – это золотой ключ, который открывает железные замки людских сердец» (Восточная мудрость).

«Относись к другим так, как тебе хотелось бы, чтобы они относились к тебе – вот самый верный способ нравиться людям, какой я только знаю» (Ф. Честерфильд).

«Живите так, чтобы вам не было стыдно продать домашнего попугая главной сплетнице города» (У. Роджерс).

Итак, составной частью нравственного воспитания школьников является культура поведения. Ребенку, только что вступающему в мир человеческих взаимоотношений, порою бывает трудно построить отношения со сверстниками и взрослыми так, чтобы получить желаемое и не обидеть собеседника. Естественно, все без исключения родители хотят видеть своих детей умеющими общаться с людьми. У ребят же не всегда это получается, и задача взрослых помочь им в этом.

Вопросы для обсуждения:

Вопрос 1.

Способность общаться – это врожденный, запрограммированный на генетическом уровне дар или этому можно и нужно учиться?

(Мнение родителей по этому вопросу).

Общение – это главное условие и основной способ жизни человека. Только в общении и в отношениях с другими людьми человек может почувствовать и понять самого себя, найти свое место в мире. В последнее время наряду с термином «общение» широкое распространение получил термин «коммуникация». Коммуникация – это процесс взаимного обмена информацией между партнерами по общению. Она включает передачу и прием знаний, идей, мнений, чувств. В словаре русского языка С.И. Ожегова «коммуникация» растолковывается как сообщение, общение.

Вопрос 2.

Кого вы считаете воспитанным? Каждого ли человека можно считать воспитанным, образованным и культурным?

(Высказывания родителей по этому вопросу).

Образованность сама по себе не предопределяет воспитанности, хотя и создает для этого благоприятные условия. Воспитанность человека, его хорошие манеры, его уважение к другим людям и самому себе начинается в детстве.

Ребенок чрезвычайно подражателен и усваивает те модели поведения, которые закладывает его семья. Если изо дня в день ребенок наблюдает хамство и грубость, обман и безразличие, если родители ослеплены жаждой наживы и ради этого не поступятся ничем, если ребенок учится в семье рисовать жизнь только черными красками, как бы ни старалась школа и педагоги, – помочь такому ребенку жить по законам добра трудно.

Семья должна учить не только законам человеческого существования, но и законам совместного проживания. Ребенок должен знать, когда включать и выключать музыку в доме, как вести себя в общественных местах, как вести разговор с незнакомым человеком, как вести себя в транспорте и т.д.

Этим вопросам в классе были и будут еще посвящены классные часы и часы общения. Но к проблемам культуры человека нам все время приходится возвращаться, ибо на них строится наша жизнь.

 

Анализ анкет родителей и детей.

Примите к сведению информацию по результатам анализа анкет родителей и детей.

При заполнении анкеты из 17 человек в классе все 17 правильно оценили действия, считающиеся приличными: «Считаешь ли ты себя культурным человеком». Если да, то отметь в этом списке те действия, которые ты считаешь приличными, знаком «+»; а те действия, которые ты считаешь неприличными, знаком «-» [2, с 197]:

Громко кричать.

Драться.

Перебивать в разговоре другого человека.

Списывать из чужой тетради.

Задавать неуместные вопросы.

Свистеть.

Жадничать.

Врать.

Молчать, если кто-то совершил плохой поступок.

Завидовать кому-то.

Быть равнодушным к чужой беде.

Навязываться в друзья.

Жаловаться на кого бы то ни было.

Не обращать внимания, если кого-то обижают.

Ябедничать.

Дети знают, что нельзя: громко кричать, драться, перебивать в разговоре другого человека, задавать неуместные вопросы, свистеть, жадничать, врать, молчать, если кто-то совершил плохой поступок, завидовать кому-то, быть равнодушным к чужой беде, навязываться в друзья и т.д. Но многие из них не выполняют этих норм поведения на практике.

Сравним результаты задания «Продолжи незаконченное предложение», данное учащимся и родителям:

1. Добрый человек – это тот, который …

2. Злой человек – это тот, который …

3. Честный человек – это тот, который …

4. Правдивый человек – это тот, который …

5. Жестокий человек – это тот, который …

6. Трудный человек – это тот, который …

7. Культурный человек – это тот, который …

Дети считают, что культурный человек – это тот человек, который вежливо относится к окружающим; всегда здоровается; соблюдает все правила; говорит спасибо; он добрый; культурно ест; хорошо относится к вещам; все делает культурно; не ябеда; красивый и добрый; умный и ласковый; выполняет правила поведения; все делает хорошо.

Родители считают, что культурный человек – это человек, который соблюдает правила поведения в обществе; воспитан на лучших примерах развития человечества; почитает нормы морали; вежливо общается с людьми; постоянно обогащает свой духовный мир; придерживается моральных норм; с уважением относится к окружающим людям; знает, где и когда, что сказать, чтобы не обидеть другого человека; знаком с правилами этикета и умеет их применять.

В целом вы дали правильный ответ на данный вопрос.

Вопрос 3.Какие качества характера присущи культурному человеку?

Для детей.

Из приведенных прилагательных подчеркни те, которые к тебе никак не относятся.

Умный, глупый, культурный, злой, добрый, красивый, дружелюбный, хитрый, жадный, заносчивый, правдивый, врун, отзывчивый, грубый, ласковый, ябеда, насмешник, жалобщик, непоседа.

Для родителей.

Из приведенных слов выберите те слова, которые лучше всего характеризуют вашего ребенка.

Добрый, красивый, умный, симпатичный, открытый, добросердечный, мягкий, податливый, грубый, злой, жестокий, уравновешенный, непоседливый, тихий, крикливый, неугомонный, жадный, скрытный, ласковый, любознательный, любопытный, откровенный, правдивый, требовательный.

Ответы детей и родителей совпадают. Были выделены такие качества характера: доброта, открытость, добросердечность, уравновешенность, правдивость, требовательность, исполнительность, дружелюбие, отзывчивость, исполнительность, воспитанность, уважительность, вежливость, честность, порядочность.

Вопрос 4.Какие качества характера ваших детей еще не раскрыты?

Родители поделились сведениями об индивидуальных качествах характера ребенка, которые еще не раскрыты.

При выполнении задания, требующего из приведенных прилагательных подчеркнуть те, которые учащиеся к себе никак не относят, все посчитали, что они не являются глупыми, злыми, жадными, грубыми, ябедами, жалобщиками, насмешниками и врунами.

Дети знают, какими качествами характера не должен обладать культурный человек.

Вопрос 5.Почему же, зная нормы поведения, дети, а подчас и родители, их не выполняют?

(Ответы родителей).

Информация к размышлению.

(Выступление учителя).

1. Дети просто не знают некоторых правил. Однако незнание правила – причина простая и легко исправимая.

2. Они не умеют их правильно выполнять. Значит, у них не выработалась привычка, формирующаяся неоднократными упражнениями.

  1.  Иногда ребенок знает правила поведения, знает, как их выполнять, но… не выполняет. Вероятно это происходит из-за отсутствия волевого усилия в достижении чего-то.
  2.  Часто ребята не выполняют правила, т.е. не считают необходимым, и думают, что их просто придумали взрослые.

Вопрос 6.Что вы подразумеваете под понятием «культура личности»?

(Ответы родителей).

Культура личности включает несколько аспектов:

Культура внешности – один из компонентов культуры поведения. Внешний вид человека играет в практике общения большую роль. Психологи отмечают склонность людей давать оценку достоинствам и недостаткам кого-либо на основании только одной внешности, поскольку она воспринимается как неотъемлемая характеристика личности [3, с 415].

Начинать формирование культуры внешности надо с элементарной аккуратности, чистоплотности, привития санитарно-гигиенических норм. Работа по воспитанию культуры внешности ведется в двух направлениях: выработка правильного понимания внешней и внутренней красоты человека и обучение детей искусству быть привлекательным, вооружение их знанием конкретных способов «сотвори самого себя». Нужно, чтобы школьник осознавал, «что в человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».

Культура общения включает способность правильно ориентироваться в ситуации и подбирать фразы с учетом того, кому, зачем, что и как сказать. Вступая в общение, каждый человек подбирает такие слова, которые помогают установить и поддержать «обратную связь» с собеседником.

Личное обаяние человека проявляется в умении говорить, разговаривать.

Культура речи – еще одна составляющая культуры поведения. Рассматривается как владение нормами устного и письменного языка.

Как владеет человек этим средством коммуникации, судят об уровне его воспитания.

Выработке культуры речи у детей могут помочь игры типа: «Волшебные слова». Пусть ребенок запишет и сосчитает, сколько и каких («волшебных») слов он сказал. Вечером подведите итоги. Можно совместно с ребенком создать: «Азбуку хороших слов». Начинаем с буквы «А». Пусть ребенок назвал и вы вместе запишите их (аккуратный, авторитетный, активный, ангельский и т.д.). [2, с 236]

Искусству спорить, не нарушая добрых отношений, также надо учиться с детства. Ругаться при детях не допустимо. Неотъемлемыми атрибутами должны быть юмор, шутки, остроумие.

Хождение в гости – особый аспект культуры. Взрослым нужно помнить: чтобы сформировался определенный навык поведения, нужны упражнения. Для этого нужно использовать естественные жизненные ситуации, создавать условия, побуждающие к нравственным поступкам, позволяющие на практике овладевать правилами культуры поведения.

Культура быта. Составной частью ее является умение рационально и со вкусом организовать внешнюю среду и свое жилище, воспитывать стремление к комфорту. Культура быта включает в себя умение рационально использовать время. Необходимо выработать привычку к постоянному учету времени и к планированию его. Однако в этом надо помочь [2, с 238].

 

Обсуждение ситуаций.

Ситуация 1.

Весь класс приглашен на праздник «Масленица» в детскую библиотеку. Дочь просит маму разрешить ей надеть новое платье, в котором она была на Новогоднем празднике. Ваши действия.

Ситуация 2.

Всем классом дети выехали на природу. Они играли, пели песни, обсуждали дела класса. Наступило время обеда. Все расположились на поляне, разложив еду. Две девочки встали и отошли от класса, укрылись в тени деревьев и стали кушать. На приглашение родителей и учителя принять участие в общем обеде ответили отказом... Что нужно сделать в данном случае? [2, с 198].

В семье большое значение имеет стиль взаимоотношений. Важно не повышать голоса, не отдавать приказы. Нужно помнить, что соблюдение норм вежливости предохраняет от многих конфликтов, создает доброжелательную атмосферу, улучшает настроение.

Предлагаю Вам поиграть в игру «Если…», которая поможет научить вашего ребенка жить в мире людей.

Игра «Если...»

1) ... ребенка постоянно критикуют, он учится … (ненавидеть).

2) ... ребенок живет во вражде, он учится … (быть агрессивным).

3) ... растет в упреках, он учится … (жить с чувством вины).

4) ... в терпимости, он учится … (понимать других).

5) ... хвалят, он учится … (быть благородным).

6) ... растет в честности, он учится … (быть справедливым).

7) ... в безопасности, он учится … (верить людям).

8) ... ребенка поддерживают, он учится … (ценить себя).

9) ... ребенка высмеивают, он учится … (быть замкнутым).

10) ... ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится … (находить любовь в этом мире).

Непременным условием воспитания у детей культуры общения является формирование у них позиции открытости, дружелюбия, доверия, чувства радости общения. Потребность в любви удовлетворяются, когда ребенку сообщается, что он нами любим, нужен нам, мы им дорожим, наконец, что он просто хороший. Такие сообщения содержатся в приветливых взглядах, ласковых прикосновениях, приветливой улыбке, в прямых словах: «Мне хорошо, когда мы вместе», «Как хорошо, что ты у нас есть». Потребность в общении, в духовном контакте, когда «душа с душою говорит», эмоционально обогащает людей, развивает их лучшие человеческие качества [3, с 420].

Ситуация 3.

«К нам придут сегодня гости».

Проинсценировать разговор с дочерью (сыном) о культуре поведения. Мамина подруга торжественно вручила десятилетней Милане плитку шоколада. Девочка, как ее учили, приятно улыбнулась, благовоспитанно сказала: «Большое спасибо». Потом отодвинула подарки и буднично прибавила: «Мне это не надо. Такая шоколадка у меня уже есть, а шоколад мне нельзя, у меня от него диатез» [2, с 239].

О чем бы вы наедине поговорили с девочкой на месте мамы? Оправдываете ли вы поступок девочки, учитывая ее возраст?

 

«Из личного опыта».

Прошу Вас поделиться опытом формирования культурного человека в вашей семье. (Высказывания родителей).

Можно завести записную книжку, где ребенок фиксирует дела на завтра. А вечером зачеркивает и подводит итоги сделанного. Желательно с детьми организовывать самоанализ (что сделано, что не сделано). Дети должны усвоить главное: отношение к своему и чужому времени как к большой ценности – это один из показателей культуры поведения.

Какие советы родителям вы бы составили по формированию культурного человека?

 

Советы родителям по формированию культурного человека.

Не учите культуре назидательно, излишне морализируя, вызывая желание действовать назло.

Привлекайте детей к посильной деятельности.

Создавайте специальные ситуации-задания: встретить тетю, позвонить по телефону.

В выработке культуры поведения широко используйте игры и игровые ситуации.

Помните, что в воспитании культуры поведения есть ситуации, когда вообще никакие слова не нужны, достаточно примера, образца поступка.

Создавайте вместе с детьми различные памятки: «Культура поведения в общественном транспорте, музее», «Мой внешний вид».

Помните: вы – главный воспитатель, вы – пример.

(Обсуждение памятки для родителей по воспитанию культуры поведения у детей).

 

Рефлексия.

У всех нас есть возможность выбора в воспитании своего ребенка. Но именно от вас в большей степени зависит, каким вырастет ваш ребенок, каким он войдет во взрослую жизнь. Школа и учителя помогут стать ему образованным, культурным, помогут найти выход из сложных ситуаций. Важно помнить, что самое большое влияние на формирование личности ребенка оказывают реальные поступки и поведение родителей, а не их слова и нравоучения.

Наше собрание хотелось бы закончить таким стихотворением:

Чем проповедь выслушивать,

Мне лучше бы взглянуть.

И лучше проводить меня,

Чем указать мне путь.

Глаза умнее слуха,

Поймут все без труда.

Слова порой запутаны,

Пример же – никогда.

Тот лучший проповедник –

Кто веру в жизнь провел.

Добро увидеть в действии –

Вот лучшая из школ.

И если все мне показать

Я выучу урок.

Понятней мне движенье рук,

Чем быстрый слов поток.

Должно быть можно верить

И мыслям, и словам,

Но я уж лучше погляжу,

Что делаешь ты сам.

Вдруг я неправильно пойму

Твой правильный совет,

Зато пойму, как ты живешь,

По правде, или нет.

(Вручение памяток для родителей) 

Памятка для родителей.

1. Не демонстрируй своему ребенку показную вежливость и чуткость. Очень скоро он начнет вам подражать и поступать так в первую очередь по отношению к вам.

2. Не грубите и не сквернословьте сами. Ваша привычка станет привычкой вашего ребенка.

3. Не говорите о чужих людях плохо и неуважительно. Если вы покажите в этом пример своему ребенку, ждите, что скоро он скажет то же самое о вас.

4. Будьте тактичны по отношению к другим людям. Это урок добра и человечности вашему ребенку.

5. Не бойтесь извиниться перед кем-то в присутствии своего ребенка. В этот момент вы ничего не теряете, лишь приобретаете уважение своего ребенка.

6. Проявляйте благородство даже тогда, когда вам очень не хочется его проявлять, учите этому качеству своего ребенка.

7. Помните, что поведение – это зеркало, в котором отражается истинный облик каждого! [2, с 198].

Уважаемые родители! Прошу Вас подвести итоги нашего собрания.

Подберите к теме сегодняшнего собрания:

имя существительное (главное ключевое слово);

два прилагательных;

три глагола;

фразу из 4-х слов.

Спасибо за внимание!


 

Список использованных источников:

1. Алоева М.А. Лучшие родительские собрания в начальной школе: 3-4-е классы / М.А. Алоева, В.Е. Бейсова. – 3-е изд. доп. и перераб. Ростов: Феникс, 2007. – 314 с. (Сердце отдаю детям).

2. Дереклеева Н.И. Новые родительские собрания: 1-4 классы. М.:ВАКО, 2008. – 336с. (Педагогика. Психология. Управление)

3. Осипова М.П. Работа с родителями Минск, 2003. – 450с. (УП «Экоперспектива)

Интернет-источники:

https://ktonanovenkogo.ru/voprosy-i-otvety/ehtika-chto-ehto-takoe.html.

https://www.ya-roditel.ru/parents/base/experts/pyat-navykov-shkolnika-dlya-dostizheniya-uspekha/

Разделы сайта