Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Педагогическая мастерская «Книги в жизни школьника»

Цель: формирование активной позиции родителей в отношении приобщения ребенка к чтению.

         Задачи:

         привлечь внимание родителей к книге как важному фактору обучения и воспитания личности;

         способствовать развитию читательской активности и улучшению качества чтения учащихся посредством повышения статуса книги и чтения в семье;

         обсудить проблему, связанную с нежеланием детей читать;

         дать рекомендации родителям по формированию у младших школьников читательского интереса.

            Предварительная подготовка: анкетирование учащихся.

         Форма проведения: круглый стол.

 

Содержание:

Учитель: Уважаемые родители! Сегодня мы в очередной раз будем говорить о проблемах в жизни наших детей. Тему разговора сформулируем совместно после прочтения высказываний известных людей [1, 2].

 

Книга для детей – это в самом деле хорошая пища – вкусная, питательная, светлая, способствующая их духовному росту.

К.И. Чуковский

Корне́й Ива́нович Чуко́вский (Николай Корнейчуков,18821969) – русский советский поэт, публицист, литературный критик, переводчик и литературовед, детский писатель, журналист.

 

Я люблю книги: каждая из них мне кажется чудом, а писатель магом, я не могу говорить о книгах иначе, как с волнением, с радостным энтузиазмом.

М. Горький

Макси́м Го́рький (Алексе́й Макси́мович Пешко́в, 18681936) – советский писатель, поэт, прозаик, драматург, журналист, публицист и общественный деятель.

 

Книга – это лекарство для души, и кладовая наук, и источник мудрости.

А.Г. Глухов

Алексей Гаврилович Глухов (1925–2015) – советский и российский журналист и писатель, историк книги, библиотечного дела. 

 

Жизнь познается из книг и произведений искусства, быть может, еще в большей мере, чем из самой жизни.

Т. Драйзер

Теодо́р Дра́йзер(18711945) – американскийписатель, публицист и прозаик, общественный деятель.

 

Высказывания родителей. Сообщение темы родительского собрания.

Учитель: Обратите внимание на годы жизни людей, чьи высказывания вы прочитали. Возможно, роль книги была значима для их поколения, а сегодня можно обойтись и без книги, ведь в мире выросла массовая аудитория, воспитанная не в атмосфере книжности, а в атмосфере мультимедиа?

Высказывания родителей.

Учитель: Какой книге – электронной или на бумажном носителе – вы бы отдали предпочтение?

Высказывания родителей.

Учитель:Исследователи, занимающиеся данной проблемой, считают, что для детей младшего школьного возраста бумажный вариант книги предпочтительнее, поскольку в этот период у ребенка совершается переход от наглядно-образного к словесно-логическому, понятийному мышлению. В связи с этим текст на бумаге воспринимается значительно ярче и в большей степени заставляет сопереживать героям и рассказанным событиям.

Отмечается, что при чтении мозг старается создавать определенные зацепки, «якоря». Когда мы имеем дело с бумажной книгой, этими зацепками служат цвет обложки, формат издания, характеристики переплета, вид страниц, запахи, расположение текста, наличие картинок. Благодаря всему этому в голове создается структура, помогающая выискивать в памяти нужную информацию. В электронном же варианте все тексты одинаковы, поэтому мозгу не за что зацепиться, кроме самих данных. Если мы не взаимодействуем с книгой, то она не произведет на нас никакого эффекта, наш мозг просто не начнет работать.

Физическое ощущение тоже имеет большую ценность для мозга человека. Перелистывание страниц оказывает положительное влияние на качество запоминания информации, т.к. между ними устанавливается визуальная связь, представляющая собой что-то вроде карты закладок. Не меньшее влияние оказывает возможность оценить продвижение в чтении – не в виде цифр, как в современных устройствах, а по толщине прочитанных страниц, их соотношению к общему размеру произведения. Запах листочков, текстура страниц, вид печати – все это учитывается мозгом и делает бумажный формат крайне интересным и ценным.

Кроме этого, тактильные ощущения от контакта с книгой дает мозгу важное ощущение объема произведения – ребёнок может мысленно путешествовать по страницам.

При чтении бумажной книги мы ярче переживаем эмоции. Опять же, это подтверждено опытами. Ученые исследовали физиологические реакции организма, в частности, активность нервной системы при чтении бумажных и электронных книг. В первом случае эти реакции были почти в два раза выше.

Запах книжных страниц, удовольствие от приобретения свежего томика в красивой обложке, рассматривание корешков на полках домашней библиотеки… Проще говоря, бумажные книги сами по себе вызывают больше приятных эмоций [3].

         Учитель: Интересно знать!

            Много лет назад в США был бум на «читалки», некоторые жанры почти полностью перекочевали в электронный формат. Согласитесь, что пользоваться справочником или словарем удобнее в электронным формате. Лет десять назад началось торможение, а в последние годы пошел активный откат назад. Людям надоели модные гаджеты и снова потянулась рука к старой, доброй, теплой, живой книге. Детский сегмент рынка в США демонстрирует вообще невероятную перемену интересов — прирост бумажной книги за последний год составил 25 %, такое же падение у электронных. А в целом рост детского сегмента в США составил 17 %. Американские дети сейчас активно читают. Причем читают именно бумажные книги. В Европе статистика несколько иная. Там нет стран, где электронный формат перешагнул 15 % рубеж. А в самой технологически продвинутой Японии ситуация еще удивительнее – рынок электронных книг не превышает 3 %. Не хотят японцы читать книги в таком формате. Бумажные газеты и журналы почти полностью исчезли с прилавков, а книги покупают как и раньше [4].

Учитель: Еще несколько десятилетий назад хорошую книгу было трудно приобрести, да и качество полиграфических изданий не всегда удовлетворяло. Сегодня издаются прекрасные книги, есть возможность пользоваться библиотеками, которые постоянно пополняются новыми книгами, приобрести любое произведение в магазине или заказать книгу.Как вы думаете, читающих людей становиться больше или меньше?

Высказывания родителей.

Учитель: Обратимся к состоянию дел у наших соседей-россиян. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) провел исследование, чтобы узнать, сколько книг хранится в домашней библиотеке, сколько книг в среднем прочитали российские граждане за последние месяцы, и где берут книги, чтобы почитать.

Исследователи приводят такую статистику: россияне читают книги и газеты 9 минут в сутки, а журналы – 6 минут. Оказалось, около половины жителей России дома имеют менее сотни книг. 31 % опрошенных могут похвастаться более обширным собранием: у 19 % дома есть от 100 до 300 книг, 6 % – от 300 до 500, 4 % – от 500 до 1000, 2 % – свыше 1000 книг. 18 % опрошенных признались, что книг у них дома нет совсем.

За три месяца житель России прочитывает в среднем 3,94 книги, в то время как в 1992 г. этот показатель составлял 5,14. Треть респондентов покупает книги, которые им хочется прочитать, а вот традиция брать книги у знакомых теряет популярность. 26 % заявили, что берут нужное издание в своей домашней библиотеке. Популярным стало скачивание из интернета, особенно среди молодежи. Доля тех, кто ходит за книгой в городскую библиотеку, – 9 %, а покупают книги в интернет-магазине или заказывают по почте всего 1 % респондентов.

35 % россиян никогда не читают книги. В 1996 г. таких граждан было 20 %. При этом практически ежедневно читают книги только 22 % россиян, в то время как в 1996 г. постоянными читателями книг были 31 % жителей страны [5].

Эти исследования проведены в 2012 году. Может быть, что-то изменилось за эти годы?

9 июня 2021 г. ВЦИОМ представил данные о том, сколько россияне читают. Оказалось, что около трети опрошенных (30 %) за последние полгода не прочитали ни одной книги. Эта группа наиболее многочисленна среди мужчин (36 %), не пользующихся интернетом (48 %), малообразованных – с неполным средним либо средним образованием (48 %) и селян (46 %) [6].

Учитель: Данные, с которыми я вас познакомила, относятся ко всему населению. А как же обстоят дела у детей? Готовясь к встрече с вами, уважаемые родители, я предложила ребятам ответить на вопросы анкеты.

 

Сколько примерно книг у тебя дома?

Как часто ты берешь книги в школьной или местной библиотеке?

Назови книги, которые ты прочитал за последний месяц?

Назови книги, которые предпочитают читать твои родители?

Получал ли ты книгу в подарок? Если да, то когда?

Любопытны следующие сведения ЮНЭСКО по опросу подростков за 2007 г.

Много читают – 16, 6 %;

Читают легкое на досуге – 29,9%;

Читают для учебы - 49%;

Не любят читать - 17,2%.

го читают – 16, 6 %;

Читают легкое на досуге – 29,9%;

Читают для учебы - 49%;

Не любят читать - 17,

Много читают – 16, 6 %;

Читают легкое на досуге – 29,9%;

Читают для учебы - 49%;

Не любят читать - 17,

Много читают – 16, 6 %;

Читают легкое на досуге – 29,9%;

Читают для учебы - 49%;

Не любят читать - 17,

 

Знакомство родителей с результатами опроса.

 

Учитель: Результаты анкеты и наблюдение за школьниками подтверждают общую тенденцию – снижение у учащихся интереса к чтению книг. Каковы, на ваш взгляд, причины такого положения?

Высказывания родителей.

            (В качестве причин могут быть названы: усиление влияния средств массовой информации, многочасовое сидение ребенка перед телевизором и компьютером, изменение позиции взрослого к совместной читательской деятельности с детьми, безразличное отношение к книге и чтению в семье и др.).

 

Учитель: Вы отметили, что одной из причин снижения интереса детей к чтению является отношение к книге и чтению в семье. Предлагаю вам ответить на вопросы анкеты.

  1. Волнует ли Вас проблема детского чтения?
  2. Контролируете ли Вы ежедневное чтение ребенка?
  3. Приходится ли Вам заставлять ребенка читать?
  4. Читаете ли Вы ежедневно вслух своему ребенку?
  5. Читает ли Ваш ребенок только для подготовки к урокам литературного чтения и внеклассного чтения?
  6. Считаете ли Вы, что компьютер может полностью заменить чтение книг?

 

Сравните свои ответы с результатами опроса родителей учащихся 4-го класса одной из школ [7]. Какие из них Вас удивили? Огорчили?

 

  1. Волнует ли Вас проблема детского чтения? – Да, 10%
  2. Контролируете ли Вы ежедневное чтение ребенка? – Нет, 76%.
  3. Приходится ли Вам заставлять ребенка читать? – Да, 57%.
  4. Читаете ли Вы ежедневно вслух своему ребенку? – Да, 3%.
  5. Читает ли Ваш ребенок только для подготовки к урокам литературного чтения и внеклассного чтения? – Да, 70%.
  6. Считаете ли Вы, что компьютер может полностью заменить чтение книг? – Да, 3% .

 

Высказывания родителей.

Учитель: Послушайте рассказы на основе житейских ситуаций. Предложите свой способ решения проблемы.

 

1. В одной молодой семье недавно родился второй ребенок. Старший Дима учится в школе. Проблемы с чтением настолько серьезны, что мальчик стал отставать по математике – раньше мама читала ему условия задач, а теперь ей некогда. Диме наняли репетитора, чтобы он научил его читать не по слогам. Дома в секретере стоит десятка два книг. Среди них большую часть занимают детективы в мягких переплетах, несколько справочников, книги с дарственными надписями, видимо, подаренные родителям Димы. Мама скептически ознакомилась со списком книг, которые репетитор предложила купить для Димы или хотя бы взять в библиотеке. Где находится ближайшая библиотека, мама не знает, а на покупку нет лишних денег – много расходов в связи с рождением малышки. Мама уверена, что существует какой-то другой путь приобщения ее ребенка к чтению [8].

         В чем вы видите проблему семьи? Что бы вы предложили маме Димы?

 

2. Молодой папа, менеджер в рекламном агентстве, очень гордится восьмилетней дочкой Машей. Откладывая в сторону сказки и приключения, девочка с интересом читает только словари и справочники. У нее богатый словарный запас, в разговоре она может порассуждать и о том, что такое декадентство, и о том, что такое логарифмы и дедукция. Но Маша никак не может прокомментировать события, описанные в «Королевстве кривых зеркал», она затрудняется объяснить, как девочка Суок из «Трех толстяков» могла занять место куклы наследника Тутти. Папа только улыбается… [8].

Почему папа гордится дочкой? Считаете ли вы, что у Маши существуют проблемы с чтением? Какой совет можно дать папе?

 

3. Немолодая мама интеллигентного вида жалуется на то, что ее 11-летний Алеша не любит читать. «За книгу не усадишь! Только если выпороть пообещаю, пару страниц прочитает кое-как», – говорит она. А на вопрос, часто ли сын видит родителей с книгой в руках, отвечает: «Ну, мне-то когда читать? Я на двух работах, стирка, обед надо приготовить, уроки у него проверить…» [8].

Какие ошибки, на ваш взгляд, допускает мама? Что бы вы ей порекомендовали?

        

       4. «...Странное у меня сегодня настроение: какая-то мрачная меланхолия и хандра. Смотрю по сторонам и замечаю сплошное несовершенство в окружающем мире, необъяснимые несоответствия... Кажется, причина тому – очередное знакомство с положением дел сына в школе. Ученический дневник, испещренный просящими, кричащими, угрожающими записями, яснее ясного характеризует ситуацию. Неясно только одно: почему? что мы делаем не так? чего не хватает нашему способному, но безнадежно ленивому мальчику?

     Школьный уголок оборудован, книг изобилие, папа с мамой грамотные, ребенок под неусыпным контролем... Все как положено, только результат нулевой.

     Мама! Я читаю уже восьмую страницу! Осталось две! – сообщает сын из соседней комнаты, чем лишает меня остатков сил и терпения; процесс чтения у нас протекает «из-под палки»: непотопляемые ежедневные десять страниц требуют большого вложения моих нервов...» [9].

         С какой проблемой сталкиваются родители в этой семье? Предложите способы ее решения.

 

         Учитель: Известный детский писатель С.Я. Маршак говорил, что есть талант писателя, а есть талант читателя. Как любой талант (а он спрятан в каждом), его надо открыть, вырастить, воспитать [10]. Что мы, взрослые, должны сделать для того, чтобы воспитать талант читателя? Давайте попробуем составить советы для родителей.

 

Примерный вариант рекомендаций.

  1. Подавайте личный пример чтения.Ребенок не должен быть дома книгочеем – одиночкой.
  2. Показывайте, что вы цените чтение: покупайте книги, дарите их сами и получайте в качестве подарка.
  3. Интересуетесь кругом чтения ребенка, беседуйте о прочитанном.
  4. Учитывайте личные интересы ребенка.Пусть дети сами выбирают себе книги и журналы.
  1. Подпишитесь на журналы для ребёнка с учётом его интересов.
  2. Поощряйте ребенка в посещении библиотеки и ее мероприятий.
  3. После просмотра кинофильмов, мультфильмов читайте одноименные книги, сравнивайте, обсуждайте.
  4. Предложите ребенку читать вслух кому-нибудь из членов семьи.
  5. Не наказывайте за плохое чтение. Чтение – процесс, не терпящий насилия.

         Учитель: В своей книге «Как роман» французский писатель Даниэль Пеннак сформулировал 10 правил детского чтения [11]. Эти правила помогли заинтересовать чтением многих детей, поэтому их можно смело рекомендовать как программу по воспитанию читающего ребенка. Попробуйте применить эти правила и вы. Возможно, они помогут и вашему ребенку открыть в себе читателя.

10 правил детского чтения:

         1. Право не читать.

         Не заставляйте ребенка читать силой. Придумайте способы, как заинтересовать его чтением.

         2. Право перескакивать.

         Ребенок имеет право перелистывать скучные страницы (например, описания природы) и читать то, что ему интересно.

         3. Право не дочитывать.

         Никогда не заставляйте ребенка дочитывать до конца не заинтересовавшую его книгу. В этом мире так много увлекательного, Ваш ребенок обязательно найдет то, что ему понравится!

         4. Право перечитывать.

         Позволяйте перечитывать любимую книгу столько раз, сколько ребенок хочет.

         5. Право читать что попало.

         На первый взгляд, это правило кажется спорным, но оно важно. В школьном мире каждый ребенок испытывает достаточно запретов, поэтому в домашнем чтении он должен иметь полное и безоговорочное право самому выбирать книгу для чтения. Позвольте ему делать это, исключив из поля выбора опасные книги.

         6. Право на боваризм (восторженно-возвышенное отношение к прочитанному, нежелание увидеть грань между фантазией и реальностью).

         Никогда не высмеивайте идеалы подростков, будьте толерантны, даже, если Вы понимаете, что любимый герой Вашего ребенка далек от реальной жизни.

         7. Право читать где попало.

         Не запрещайте ребенку читать в кровати, в метро или автобусе, даже за едой. Если ребенок берет с собой книгу, это лучшее, чего Вы могли бы добиться: он полюбил чтение!

         8. Право читать вслух.

         Иногда ребенок может захотеть прочитать Вам вслух особенно понравившееся ему место в книге. Выслушайте его, уделите ему время. Чтение вслух полезно: оно развивает дикцию, слуховую и зрительную память. Но главное, это означает, что ребенок хочет разделить с Вами радость от прочитанного. Цените это!

         9. Право втыкаться («выудить с полки первую попавшуюся книгу, открыть ее на любой странице и воткнуться на минутку, потому что у нас в распоряжении только эта минутка и есть»).

         Никогда не запрещайте этого! Даже две прочитанные страницы расширяют кругозор. Если читателю попалась в руки книга, до которой он пока «не дорос», это также несет пользу: книга обязательно останется в памяти и ребенок вспомнит о ней в нужный момент.

         10. Право молчать о прочитанном.

         Нормально, если ребенок не хочет обсуждать с Вами прочитанное. Скорее всего, это означает, что сейчас он к этому не готов, но совсем не обязательно равнозначно тому, что читатель остался к книге равнодушен. Не вытягивайте из ребенка информацию, просто подождите.

 

         В конце родительского собрания учитель благодарит родителей за активное участие в обсуждении проблемы.

         Для рефлексии предлагает положить в конверты, находящиеся под рисунками чемодана, мясорубки и мусорной корзины, цветные полоски. Если информация была полезной, востребованной – полоска отправляется в конверт под «чемоданом», если нужно еще поразмышлять над проблемой, «докрутить» – в конверт под «мясорубкой», а если время, по мнению родителя, потрачено зря – полоска отправляется в конверт под «мусорной корзиной».

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

1. Высказывания о книгах русских писателей [Электронный ресурс]. – Режим доступа: // https://detskiychas.ru/school/rodnoye_slovo/russkie_pisateli_o_knigah/.

            2. Цитаты о жизни [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://wordiki.ru/aphorism/8993.

3. Электронные книги могут снизить процент понимания текста [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://poisk-ru.ru/s56568t18.html.

4. Я издатель Журнал для настоящих пап "Батя" [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rusbatya.ru/georgiy-gupalo-ya-izdatel/.

5. 35% россиян не читают книги, а 18% даже не имеют их: Роспечать обнародовала печальную статистику [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://aif.ru/society/web/33385.

            6. ВЦИОМ. Новости: Русский писатель глазами читателей [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/russkii-pisatel-glazami-chitatelei.

         7. Бахметова, М. Р. Развитие интереса к чтению у младших школьников в современных условиях: методическая разработка / М.Р. Бахметова, И. Б. Короткая, О. Б. Меркулова [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/315373-delovaja-igra-razvitie-interesa-k-chteniju-u-.

            8. Соболева, А. Е.Решаем школьные проблемы. Советы нейропсихолога / А. Е. Соболева, Е.Н.Емельянова [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.plam.ru/pedagog/reshaem_shkolnye_problemy_sovety_neiropsihologa/index.php.

            9. Родительское собрание «Книга в жизни первоклассника»[Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ped-kopilka.ru/klasnomu-rukovoditelyu/scenari-roditelskih-sobranii/roditelskoe-sobranie-kniga-v-zhizni-pervoklasnika.html.

            10. Первова, Г.М. Педагогика поэзии С.Я. Маршака / Г.М. Первова // Начальная школа. – 2012. – № 10. – С. 92–96.

            11. 10 правил детского чтения Даниэля Пеннака [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://nashideti.temaretik.com/1056255125963409517/10-pravil-detskogo-chteniya-danielya-pennaka/.

 

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

            1. Зобнина, М.А. Как пробудить у младшего школьника интерес к чтению? / М.А. Зобнина // Начальная школа. – 2007. – №8. – С. 35–43.

            2. Кушнир, А.М. Как приобщить детей к чтению / А.М. Кушнир // Начальная школа. – 2007. – № 5. – С. 71–72.

            2. Соболева, А. Е.Решаем школьные проблемы. Советы нейропсихолога / А. Е. Соболева, Е. Н. Емельянова [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.plam.ru/pedagog/reshaem_shkolnye_problemy_sovety_neiropsihologa/index.php.

            3. Что делать, если ребенок не хочет читать [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.b17.ru/article/rebenok_ne_hochet_chitat/.

            4. Что делать, если ребенок не хочет читать? Как выбирать книги для ребенка, если он не любит читать? [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.7ya.ru/article/Chtenie-bez-uvlecheniya-ili-Pochemu-rebenok-ne-hochet-chitat/.

            5. Михайлова, Э. Великолепная пятерка, или Семейное чтение — вот лучшее учение / Э. Михайлова // Семья и школа. – 2012. – № 5. – С. 12–15.

  

Приложение 1.

Книга электронная или бумажная?

 

 

         Я издатель. | Журнал для настоящих пап "Батя" [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rusbatya.ru/georgiy-gupalo-ya-izdatel/

 

Разделы сайта